Права потребителя на возврат бытовой техники
В соответствии с действующим законодательством РФ в отдельных случаях покупатель вправе произвести возврат бытовой техники обратно в магазин. Такое право прямо предусмотрено в Законе РФ № 2300-1. Когда это возможно, какие условия нужно выполнить и как производится защита прав потребителей в случае отказа?
В каких случаях мелкую бытовую технику можно вернуть?
Покупатель может произвести возврат техники в магазин в случае, если в ней будет обнаружен какой-либо недостаток или брак. Главное условие — отсутствие вины потребителя в появлении этого дефекта (например, в результате неправильной эксплуатации, ударов и т.д.). По Закону о защите прав потребителей, на возврат техники ненадлежащего качества дается 15 дней. Что можно потребовать:
- Возврат полной стоимости товара.
- Замена бракованной бытовой техники на аналогичную.
Если по каким-то причинам установленный законом срок для предъявления требований продавцу пропущен, то позже это можно будет сделать только при наличии одного из следующих обстоятельств:
- Установлено, что товар имеет существенный недостаток,
- Продавец нарушил сроки, отведенные законом для исправления дефекта товара,
- Из-за постоянных поломок и гарантийного ремонта, покупатель не мог пользоваться купленным товаром на протяжении 30 и более дней.
Критерии, по которым дефекты техники могут быть отнесены к категории существенных, определены в Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.12 года № 17.
Бытовая техника, не подлежащая возврату
ПК |
|
Периферийные устройства |
|
ТВ, фото, видео оборудование |
|
Бытовая техника |
|
Часы |
|
Возврат техники: что может предложить производитель или продавец?
В соответствии с законом, защищающим права потребителей, изготовитель должен создать все необходимые условия для использования того или иного изделия на протяжении всего срока его службы. Что это может быть:
- Проведение ремонта и техобслуживания,
- Изготовление и поставка комплектующих, необходимых для ремонта и обслуживания товара.
Такие условия действуют в течение всего срока службы изделия. Если же он не установлен, то этот период приравнивается к 10 годам. Отсчет ведется со дня передачи товара покупателю. Таким образом, в отношении бракованной бытовой техники покупатель имеет полное право потребовать возврат денег или замену изделия. Еще один вариант — требование компенсации расходов на ремонт. Для технически сложных товаров установлен общий гарантийный срок не менее 1 года.
Правила возврата качественной бытовой техники
По Закону о защите прав потребителей, на возврат техники можно рассчитывать не только при наличии дефекта. В отдельных случаях это можно сделать даже, когда товар полностью исправен. Такая возможность предусмотрена в ст. 25 Закона РФ № 2300-1. На возврат бытовой техники надлежащего качества отводится 14 дней (с момента покупки). В течение этого промежутка времени покупатель может обменять изделие (на другую модель, комплектацию, цвет) или забрать деньги (если ничего подходящего не нашлось).
Однако здесь есть одно исключение — не получится произвести возврат техники в магазин, если она имеет бытовое назначение и относится к категории сложных товаров с гарантийным сроком от 1 года. Полный перечень технически сложных товаров, которые нельзя вернуть, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2021 года № 924. Например, это может быть: холодильник, духовка, стиральная машина, телевизор, игровая приставка. Во всех остальных случаях возврат бытовой техники без каких-либо дефектов допускается. Главное, чтобы покупателем были соблюдены следующие условия:
- На товаре отсутствуют следы эксплуатации,
- Изделие выглядит так же, как в момент покупки (нет царапин, повреждений и сколов),
- Упаковка в целости и сохранности,
- Не нарушены потребительские качества товара.
Важное замечание — по Закону о защите прав потребителей возврат техники надлежащего качества (с получением полной его стоимости) допускается только в том случае, если это изделие невозможно обменять на другое аналогичное. В противном случае покупателю будет доступен только обмен. Для возврата качественного товара покупателю необходимо обратиться в магазин с соответствующим заявлением. Можно использовать шаблон, утвержденный продавцом, или написать его в произвольной форме. Обязательно нужно приложить:
- Чек или квитанцию об оплате,
- Гарантийный талон,
- Письменные показания свидетелей (если документы, подтверждающие факт совершения покупки, отсутствуют).
Упакованный товар вместе с заявлением передается продавцу. После проверки изделия, покупателю возвращается полная его стоимость. Деньги должны быть выплачены в течение 3 дней (п. 2 ст. 25 Закона РФ № № 2300-1).
Правила возврата техники с браком
Для некачественных товаров, в том числе и бракованной бытовой техники, установлен единый порядок возврата назад в магазин. Попав в такую ситуацию, покупатель должен выполнить следующие шаги:
- Подготовить письменную претензию на имя руководителя магазина, в котором была сделана покупка. Следует подробно изложить суть проблемы и свои требования, сославшись на конкретные нормы закона, регулирующего права потребителей. Вместе с заявлением производится возврат некачественной техники в магазин.
- Дождаться окончания проверки технически сложного товара — на этом этапе продавец принимает претензию и начинает по ней работу. При необходимости может быть проведена дополнительная экспертиза, позволяющая установить точную причину неисправности товара. Общая продолжительность этого периода не должна превышать 10 дней.
- Если все в порядке и никаких разногласий не возникло, то продавец в течение следующих 10 дней должен произвести в пользу покупателя возврат уплаченной ранее суммы.
Что делать, если отказывают в замене или возврате?
На практике иногда происходят ситуации, когда продавец отказывается оформлять возврат техники в магазин. Если в конкретном случае возврат техники в магазин по закону возможен, то покупателю следует направить письменное требование. Этот документ должен быть подготовлен в 2 экземплярах: один уйдет продавцу, а второй, с печатью и подписью продавца, остается на руках.
Далее нужно дождаться истечения срока, установленного законом для ответа на претензию. Если продавец никак не отреагирует, то можно написать жалобу в Роспотребнадзор. Также решить вопрос с возвратом техники в магазин можно в судебном порядке, подготовив соответствующее исковое заявление. Представлять интересы в суде помогут адвокаты компании Ваша защита.
Помощь юристов компании Ваша защита
Отстаивание прав потребителей одно из приоритетных направлений деятельности юридической компании «Ваша защита». Уже 10 лет наши опытные юристы помогают покупателям из Екатеринбурга защитить свои законные права. Каждый может получить бесплатную устную консультацию. Связаться с нами можно по телефону, по почте или заказав обратный звонок на сайте.
Нет времени заниматься возвратом бытовой техники в магазин самостоятельно? Закажите услуги юриста по телефону, указанному на сайте, или отправьте заполненную форму заявки внизу страницы. Мы сами свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все вопросы. Устная консультация юриста - бесплатно!
Сергей Широков — руководитель юридического отдела компании «Ваша Защита» ![]() ![]() | Татьяна Федоровна Широкова — директор компании «Ваша Защита» ![]() ![]() | ||
|
| ||
+7 (343) 269-09-03 | |||
+7 (902) 879-90-55 |